Учимся выступать перед публикой
Ораторское искусство – это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно – достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное – «не мешать» этому процессу своим поведением, т.е. не краснеть, не бледнеть, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно. Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории: «зажатые» – настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот; косноязычные – эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.
Начнем с «зажатых». Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично – это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, «вести за собой» и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.
Обычно выступающие пытаются вовлечь аудиторию, но при этом не интересуются её мнением. Например, задают вопрос «А кто делал вот это?». Люди пытаются ответить докладчикам, а те уже переходят на следующий слайд и в лучшем случае кивают, мол, «услышали, давайте продолжать». Такое отношение подрывает интерес даже к самому необычному выступлению.
Студенты боятся совершить ошибку в произношении или грамматике. Совершенно нормально произнести что-то не совсем корректно, а потом поправить себя — особенно если выступаете на иностранном языке. Главное — уметь передать смысл и задумку презентации.
Выступающие не держат зрительный контакт. Многим некомфортно смотреть напрямую в зал, поэтому они прячут глаза, подглядывают в телефон или смотрят в пол.
Простейшие правила:
-
Придумываем эффектное начало
-
Задать вопрос
-
Показать фото или видео
-
Рассказать историю
-
Репетируем
-
Налаживаем контакт с аудиторией