Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Советы психолога будущим первокурсникам

Советы психолога будущим первокурсникам


26.08.2022

студенты

В первую очередь стоит сказать, что первокурсник может испытывать страх перед новым и неизвестным – это нормально.

Член Российского психологического общества, кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Светлана Кузенко рассказала о том, как лучше подготовиться к новому этапу жизни.

  • Поступление в университет — радостное событие, но, несмотря на это, первокурсники испытывают тревогу. Нормально ли это?

Тревога — это древняя реакция, связанная с выживанием в целом. Возникающее время от времени ощущение тревоги — нормальная часть человеческой жизни, оно помогает предупредить нас о потенциальных опасных ситуациях. Но если тревога становится хронической (длящейся до шести месяцев и более) или неадекватной по отношению к той или иной ситуации, то здесь мы имеем дело с тревожным расстройством.

Страх, волнение, беспокойство — это естественные реакции на неопределенные и сложные жизненные обстоятельства. Поступление в университет как раз является таким «неопределенным», неизвестным событием, новым этапом жизни. Однако системы, управляющие чувством страха, не сразу могут отличить волнение, связанное с позитивным этапом жизни, от тревоги. Поэтому могут возникать физиологические симптомы, которые человек связывает с паникой и страхом. В добавление к этому, абитуриенты находятся в «потоке» эмоциональных переживаний сверстников, родителей, близких, знакомых. И этот фактор также способствует проявлению безосновательного, непонятного волнения и переживаний.

  • Почему люди боятся всего нового?

Здесь важно обозначить, что позитивные, приятные, долгожданные события — это тоже стресс для человека. У нас есть понятия «позитивный стресс» и «негативный стресс». Если закреплена реакция тревоги на любое новое событие в жизни, то радость от позитивного результата может вызывать ощущение «что-то не так, сохраняй бдительность постоянно», и это только потому, что данная реакция на новое может привычно вызываться у человека. В результате организм не выходит из режима реакции на опасность и повышенной бдительности.

  • Как подготовится к новому этапу жизни?

Необходимо понимать, что с поступлением в вуз связаны не только негативные эмоции, состояние неопределенности, но и позитивные моменты. Например, новые знакомства, осознание этапа взросления, расширение круга коммуникации, возможность достичь успеха, проявление себя в социуме, достижения в научной деятельности ну и, конечно же, радости студенческой жизни и т.п. Для тренировки необходимо просто наслаждаться приятным результатом поступления, на который были затрачены собственные силы.

  • Как можно проработать страх перед новым этапом?

В первую очередь необходимо легализовать (признать) чувство тревоги, а не отрицать его. Тревога способствует запуску охранительного поведения (действий, которые человек совершает, чтобы уменьшить тревогу), от которого тяжело отказаться. В итоге оно лишь способствует повышению тревоги.

Резкий переход на позитивный лад, нежелание признавать эту тревогу, гиперконтроль — это одни из вариантов охранительного поведения. Важно признать наличие проблемы и напомнить себе, что данные переживания — это волнение, связанное не со страхом, а напротив, с приятным событием. И чтобы такой образ мышления вошел в привычку, необходима постоянная осознанная практика.

  • Дайте, пожалуйста, несколько практических советов по подготовке к учебе в университете.

Адаптация к обучению в вузе является важным этапом для успешного образовательного процесса. И этому в первые месяцы обучения стоит уделить особое внимание. Как известно, у нас есть три реакции на стресс: «бей», «беги», «замри». Третья реакция самая распространенная, и ее необходимо исключить абитуриентам. Она может выражаться в том, что обучающиеся не проявляют социальной, коммуникативной активности, могут не всегда либо несвоевременно проявлять самостоятельность, ответственность в решении вопросов, возникающих в процессе обучения.

И здесь главная подсказка — это действие. Тревога, растерянность, неуверенность снижаются, когда мы продолжаем действовать. Не позволяйте себе впадать в ступор.

Необходимо интересоваться, какие возможны перспективы с трудоустройством после завершения обучения в вузе, и это будет мотивировать абитуриента. Также важна социализация ребят в период обучения, которая могла бы приносить удовлетворение.

В процессе реализации коммуникативного, социального потенциала у абитуриента формируется его социальная устойчивость. Для развития социальной устойчивости университет предлагает студенту различные варианты: участие в научных сообществах, факультативах, проектах, волонтерских движениях и др. Благодаря таким активностям формируется сплоченность, позитивный настрой, учеба перестает восприниматься как что-то требующее чрезмерных усилий. Все это мотивирует к успешному обучению, самореализации и реализации социального потенциала.

Источник


Возврат к списку